Регби покорило мировые подиумы
«Хулиганская игра джентльменов» — так однажды описали регби. Выражение до сих пор в обиходе. У «джентльменов» должен быть свой особый дресс-код, который был бы не только презентабельным, но и функциональным.
На заре формирования спорта на Британских островах регбисты играли в фланелевых рубашках, брюках, кепках и даже порой в бабочках с моноклями. Но этот набор совсем не соответствовал тому, что происходило на поле. Форма легко рвалась, ее запросто можно было хватать соперникам. Шотландский историк Сэнди Торберн описывал регбийную форму того времени так: «После нескольких матчей одежда не поддавалась ремонту и её приходилось попросту выбрасывать». Со временем верх заменили на подобие джемпера, сделанного из шерсти. Нововведение испытание не прошло — вязаный материал оказался довольно неудобным и вызывал зуд. Следующим решением был хлопок, который решил насущные проблемы регбистов. Стюарт Фармер, историк регби: «В тёплую погоду в рубашках было ужасно душно, но ещё хуже, когда шёл дождь. Одежда намокает и вы бегаете с грудой мокрой шерсти на себе. В начале XX столетия шерстяная рубашка была заменена на хлопчатобумажную, обязательным атрибутом которой был контрастный воротник. По большому счёту, до 1950 года дизайн формы был одинаковым, отличались только цвета. Так продолжалось до появления «Олл Блэкс».
Утилитарность и безопасность игроков были ключевыми аспектами дизайна. Плотный хлопок, короткий ворот, отсутствие пуговиц на планке — к концу 19-ого века рубашка претерпела еще несколько изменений. Позже на некоторых регбийках появились пуговицы, как правило, сделанные из мягкого материала и скрыты во внутрь, чтобы не царапать игроков при столкновениях и захватах. Спорт набирал обороты, количество команд росло — стало появляться еще больше различных расцветок формы. Регбийки зачастую ассоциировалась с горизонтальными полосами двух цветов. У одних команд таких полос было 5-6, у других могла быть только одна на уровне груди, у третьих рубашки окрашены в один цвет.
В 50-х фанаты команд стали носить регбийки на матчи в знак поддержки. Рубашка даже стала чем-то вроде статусного атрибута. В Великобритании в регби зачастую играли ученики привилегированных учебных заведений. Плюс регбийка стала расслабленной альтернативой привычным рубашкам. Примерно в это же время она проникла на кампусы престижных американских университетов Лиги плюща. «Классическая регбийка, сделанная из плотного хлопка с белым воротом и мягкими пуговицами заняла почетное место в повседневном мужском гардеробе, — упоминалось в одной из статей французского GQ — В особенности это относится к стилю преппи. Она простая, удобная, яркая вещь, которая без проблем адаптировали американские студенты. Это также было демонстрацией цветов своего колледжа, сохраняя определенную степень элегантности».
Постепенно регбийка перешла в повседневное использование: в 1970-ом Ивон Шуинар отправился в скалолазную поездку в Шотландию. С собой он взял регбийку (предположительно сделанную Umbro) специально, чтобы взбираться по горам. Она оказалась прочной и удобной, а воротник не давал стропам врезаться в шею. Вернувшись в США, Ивон продолжал ее носить. Это послужило хорошей рекламой — друзья-альпинисты Шуинара стали интересоваться, где он раздобыл такую вещь.
К популяризации регбийки также приложили руку фронтмен Rolling Stones Мик Джаггер и художник Дэвид Хокни.
Постепенно все больше брендов стали обращать внимание на рубашку. В 1974 -ом году Gant даже выпустил целую линейку, посвященную регби — Rugger. Регбийку стали интерпретировать множество американских брендов. В какой-то момент вещь немного потеряла свою ассоциативную связь с Британией. Ральфу Лорену удалось сделать регбийку чуть ли не достоянием своего бренда. Polo Ralph Lauren выпускали рекламные кампании, в которых рубашке — регби была отведена основная роль.
В 2004-ом Polo запустил демократичную линейку Rugby Ralph Lauren, чтобы привлечь новую молодую аудиторию (линейка была закрыта в 2013-ом году).
Сегодня регбийка стала визитной карточкой таких streetwear брендов как: Rowing Blazers, Noah, Aime Leon Dore, Supreme и Palace. К рубашке обращаются не только из-за разностороннего культурного наследия, но и из-за эстетических качеств. Элегантность, неформальность, спорт, благородие, бунтарство — все это уместилось в лаконичной регбийке. Прибавить к этому ее многоликий контекст в лице регби, преппи, хип-хопа, уличной культуры, аутдора и получим один из самых разносторонних предметов гардероба.
Всевозможные модные медиа не раз писали о возвращении регбийки. Сейчас она особенно четко видна на фэшн и streetwear радарах, становясь все более востребованной и популярной.