Олег Гаманов: пришло время поговорить о переходе на новую систему «осень-весна»
Сегодня, будучи на самоизоляции многих интересуют такие вопросы, как мы будем в этом году проводить детско-юношеское Первенство и Чемпионат города среди студенческих и клубных команд, когда возобновятся тренировки, с чего их начать, и как лучше сделать, чтобы не перегрузить игроков, а плавно влиться в тренировочный, а затем и в соревновательный процесс.
С этими вопросами мы решили обратиться к человеку, который большую часть своей жизни посвятил регби и тренерской работе, мастеру спорта СССР, руководителю Информационно-Методического Центра Федерации регби Санкт-Петербурга, в прошлом — старшему тренеру ленинградского «Приморца», а сегодня — детскому тренеру команд «Шторм» Олегу Валентиновичу Гаманову (ЦФКиС «Нарвская Застава»).
— Олег Валентинович, каким вы видите реализацию, пока еще не начавшегося сезона 2020, Чемпионата и Первенства города?
Я так понимаю, что подошло время поговорить о переходе на новую систему осень-весна, на которую Федерация регби России планировала перейти в сезон 2021/22, потому что, другого выхода просто не вижу. 2020 год не дает нам других шансов полноценно провести соревнования в пределах этого года.
Учитывая, что апрель мы находились на режиме самоизоляции, провести соревнования в ранее запланированные сроки уже не получится. А если учитывать всероссийские соревнования, которые также будут перенесены, возможно, на осень, уложиться в привычные для нас четыре тура осенью, не представляется возможным ни теоретически, ни физически.
Предполагаю, что скорее всего, с сентября начнется подготовка игроков, а в октябре можно будет провести первый этап детских и взрослых соревнований. Зима будет переходным периодом, так сказать подготовкой ко второму этапу, а весной — после того, как сыграем третий и четвертый тур, будут подведены итоги.
Какие проблемы могут возникнуть у клубов и команд, связанные с переносом старта сезона?
Проблема только одна: что бы мы не говорили об удаленных индивидуальных тренировках, регби — это командный вид спорта, и можно сколько угодно бегать вокруг дома, отжиматься и приседать, в одиночку в регби не сыграешь. Без командных тренировок, подготовиться к соревнованиям, при любой индивидуальной подготовке невозможно. Да, игроки могут сохранить форму, и то, под большим вопросом, но командные действия теряются, особенно для новичков, у которых нет твердого навыка командного взаимодействия. Поэтому, когда снимут самоизоляцию, надо готовиться вновь…
Таким образом, основной проблемой считаю потерю физической формы и командного взаимодействия.
На что вы бы сделали акцент при выводе игроков на поле?
Первое, о чем бы я хотел сказать: когда мы начнем тренироваться, не надо забывать, что регби очень контактный вид спорта и 80% травм происходит, однозначно, от неподготовленности игрока. Начинать тренировки надо постепенно, поэтому, как бы игроки не были готовы, после такого перерыва, им необходимо будет восстанавливать физические и игровые навыки игры в контакте.
Нужно хотя бы не менее 3-4 недель, чтобы их восстановить. И, однозначно, выводить неподготовленных игроков на поле нельзя.
Видите ли вы проблемы с «омоложением» Чемпионата города и каковы на ваш взгляд перспективы для подрастающего поколения в городе?
В годы, когда играл я, студенты были основными игроками Первенства города, у нас были ВУЗы: Военмех, САНГИГ, ЛГУ – все были ведущими клубами, все базировались на студентах. Да, конечно, были и другие клубы, но в основном играли студенты. Я сам пришел в регби в 17 лет в студенческую команду, в 19 стал за взрослых играть. Я только приветствую омоложение, и считаю, что нужно по максимуму привлекать молодых игроков и студентов в первую очередь. Их игра после школы в 17, 18, 19 лет – это самое начало становления игрока. А дальше, в перспективе и федеральная лига, и высшая лига, а затем, кто останется и профессиональное регби. Не надо забывать, что у нас был провал по рождаемости с 1990 по 2000 годы. В эти же годы и не было массового регби. Поэтому и нет у нас игроков в массовом варианте, которым сейчас от 25 до 30 лет. Так что сегодняшние студенты – это реальный резерв петербургского регби.
Речь идет о регби-7 или о регби-15?
Конечно я говорю и о регби-7 и регби-15. Понятно, что в регби-7 необходимо меньше игроков, и в команду по регби-15 сложновато набрать необходимое количество игроков, но я считаю, что у студентов можно проводить и регби-7, но потом, в перспективе, объединять команды и играть в регби-15. В Санкт-Петербурге должны развиваться оба направления.
Как вы считаете, смогут ли регбисты, быстро восстановиться и играть, учитывая такую долгую остановку тренировочного процесса?
В любительском регби каждый игрок должен сам отвечать за свою форму. Если мы будем из трех тренировок в неделю, одну посвящать легкой или тяжелой атлетике, то не будет времени работать над командным взаимодействием. Я считаю, что в регбийном клубе, тренировки должны быть именно специализированные, направленные на технику игры и взаимодействие, ну а тот, кто считает, что он физически не готов, тот может в свободное от тренировок время посвящать себя физической подготовке и приводить себя в форму, для этого ему любой тренер сможет написать программу тренировок.
Сейчас очень тяжелая экономическая ситуация, многие беспокоятся, что после режима самоизоляции могут потерять работу, и некоторым регбистам из любительских команд будет, скажем, не до регби. Какое ваше мнение на этот счет?
Честно сказать, я этого не понимаю, мы говорим о любителях, а не о профессионалах, это другой уровень. У нас в стране это не первый кризис. Неправильно думать, что в советское время нам (когда мы были молоды) «очень хватало денег на жизнь». Мы рано женились, у многих рано рождались дети. И мы постоянно подрабатывали. Я почти пять лет подрабатывал дворником, совмещая игру в регби. Когда были студентами, ходили разгружали вагоны на мясокомбинате, на овощных базах. Мы играли в регби, потому что нам это нравилось, мы играли в любых условиях, при любых ситуациях. И будучи студентами, потом — будучи инженерами мы играли.
На мой взгляд, если человеку нравится играть в регби, он всегда найдет где и как сыграть, а если начинать искать причины невозможности тренироваться и играть – то это значит просто не очень хочет играть и быть в регби. Значит эта игра для него на второстепенном плане.
Как, на ваш взгляд, что должна сделать Федерация после того, как мы выйдем из самоизоляции для любительских команд? Чем Федерация может и должна помочь любительским командам?
Составить календарь с учетом всероссийских игр и возможностью подготовленности, посодействовать с тренировочной базой, если у кого-то нет поля. Собрать всех желающих, кто хочет играть, и провести (организовать) Чемпионат города, обеспечив их местом для соревнований, медицинским сопровождением, охраной, судейством и наградной атрибутикой.
Если мы хотим играть в регби, нам больше ничего не надо, дайте нам время, место, и соперника и мы пойдем играть.
А как вы относитесь к такой идее, что «мы будем играть Федеральную Лигу и не будем играть Чемпионат города»? Есть мнение, что шестнадцать игр за сезон для любительской команды– это слишком много.
Это не то, что много, это катастрофически мало! Не только я об этом говорю, об этом говорит методика. Для любительской команды должно быть хотя бы пятьдесят игр (разного уровня) в году, начиная от контрольных (тест) матчей и включая международные игры. У меня детская команда 2007 года в прошлом году сыграли 49 игр. Для взрослой команды шестнадцать игр в году – это ничто, это не команда тогда, а простите, просто группа здоровья, которая не будет расти в игровых компетенциях никогда. Как бы мы ни тренировались, какие бы не придумывали суперновые методики, если нет игровой практики – все бесполезно.
Для чего нужно проведение не менее пятидесяти игр в год?
Для роста игрового мастерства. Если игровое мастерство не будет расти, уровень петербургских команд останется на низком уровне. Многие спрашивают, почему англичане и французы нас обыгрывают любительскими командами. Многие считают, что они обыгрывают нас потому, что у них новые методики. Ничего подобного, они реализуют принцип советской равносторонней пирамиды. Чем шире основание пирамиды, тем выше ее вершина. Основание пирамиды – это массовые школьные секции, спортивные школы, любительские клубы, а ее верхушка – это команда мастеров (профессионалов). Поэтому, когда у нас в городе 2-3 команды, как бы мы не старались, как бы мы их не тренировали, уровень города мы не поднимем, нужно не менее 6-8 команд. В 70-е (в один из годов) на Чемпионате города у нас любительских команд количество достигло 12! Играли в 2 лиги. И это давало нам возможность получить разряды, звание Кандидата в Мастера спорта.
Сейчас много тренеров задают вопросы о тренировочном процессе: для того, чтобы двигаться дальше в тренерских компетенциях, для поднятия уровня команд. Многие задумываются о тестировании игроков. Вы могли бы им помочь с выстраиванием, например, системы тестирования?
Конечно да, я готов помочь и поделиться всем, что знаю, что наработал и накопил за многие годы. Я всем молодым тренерам говорю, что у нас есть преимущество в тренерской работе. Хоть больших денег мы не получаем, почестей и наград тоже ждать приходиться очень долго, но у нас в работе очень много творчества, не может быть догм. Любой тренер, если он считает, что так нужно, значит делает это так. Я много слышал таких фраз «ну это не проходит, это неправильно», да ничего подобного. Все проходит и все правильно, только для этого, на схему, которую придумал тренер нужно готовить исполнителей. Прежде всего, каждый тренер должен исходить из того материла, который у него есть, потому что можно придумать очень много схем, стратегий игры, но при неподготовленности игроков ничего не получится. Поэтому надо готовить сначала игроков, а потом придумывать умные и хитрые схемы игры.
Как вы относитесь к тестированию игроков? К показателям по физической подготовке?
Я никогда не делаю кардинальных выводов по самому значению норматива, для меня он абсолютно не важен. Для меня важна динамика изменения игрока на протяжении ряда лет. Делать кардинальные выводы по результату тестирования, а уж тем более назначать, исходя из этого, стартовый состав, я бы не стал.
В моей жизни есть два классических примера. В начале 70-х годов был проведен эксперимент: всем командам Высшей Лиги были выданы нормативы, которые мы должны были перед сезоном сдать, если кто-то не сдавал нормативы, то одну или две игры этот игрок пропускал. Собрались мы на тестирование в Тбилиси, в первый день сдавали легкую атлетику, во второй – тяжелую. В команде «Киевский авиатор» был такой игрок Ганяный Анатолий – игрок сборной, защитник. Он много раз признавался лучшим защитником Европы. На тестировании он не мог бежать 3000 метров, он сходил с дистанции, но выходя на игру, равных ему на поле не было не только у нас, но и в Европе.
Еще один пример, Александр Бернард – первая линия, игрок № 2. По физическим данным он был маленький и щупленький. Но, тем не менее, он снискал уважение у всех «перволинейцев» страны.
В такой специфической игре, как регби, нормативы, даже технические, не столь важны. Однажды, в одной из брошюр, я прочитал интервью английского тренера: когда они поехали играть первый раз в Южную Африку. В интервью он признался о том, что его команда, будучи не новичками уступила команде ЮАР с огромным счетом. Он для себя тогда понял, что в клубы они отбирают прежде всего не по техническим и физическим показателям, а по психологическому тестированию и это правильно. В регби, чтобы чего-то добиться, не обязательно быть здоровым, длинным, мощным, быстрым, надо быть бойцом.
Поэтому нормативы, безусловно, нужны. Но никогда не стоит, опираясь на них, делать кардинальных выводов. Надо смотреть на то, что внутри игрока, вот это самое главное.
Каким образом вы ведете статистику, отслеживаете динамику игроков?
Я много лет веду статистику. В течение года я веду подсчет того, сколько каждый игрок сыграл, причем учитываю сколько раз он сыграл в стартовом составе, сколько раз был заменен и так далее. Веду подсчет принесенных очков команде. В конце года я анализирую и смотрю, на какую группу игроков у меня основная нагрузка, кто отыграл все матчи без замен. Учитывая все эти факторы, я вижу, кто какого уровня достиг.
Во взрослых командах я еще применял такие приемы. В то время, когда я тренировал взрослую команду, не было видеосъемки, я вел специальные протоколы, где фиксировал различные моменты во время игры, считал различные коэффициенты активности, эффективности, территориального преимущества; записывал, как мы сделали попытку и как нам сделали попытку. Затем я анализировал все, и это давало мне понять сильные и слабые стороны команды. Каждый год у меня складывалась картина того, в чем команда отстает, а в чем сильна. Анализ очень помогает при планировании тактики игры на следующий год, позволяет понять над чем работать, какие задачи ставить в дальнейшем.
В настоящее время, Федерация регби Санкт-Петербурга планирует организовать вебинар, куда будут приглашены все тренеры городских регбийных команд, на котором главный тренер Федерации Максим Зальцман презентует систему тестирования и развития игроков.
Кроме того, в этом режиме тренеры смогут задать все интересующие на сегодняшний день вопросы, связанные с подготовкой игроков к сезону игр после окончания режима самоизоляции.